Спенсер Туник в Дюссельдорфе

viper07.08.2006 в 13:49

..Для справки..
С 1992 года нью-йоркский художник Спенсер Туник составляет орнаменты, скульптурные композиции, архитектурные строения из сотен, тысяч обнаженных тел в самых разных городах мира ? Вене и Нью-Йорке, Базеле и Буэнос-Айресе, Лос-Анджелесе и Лиссабоне. На восходе солнца он размещает в каменной урбанистической среде органическую форму из человеческих тел и фотографирует ее.
Через различные средства массовой информации на съемку приглашаются все желающие. Они раздеваются, идут к предполагаемому месту съемки, слышат команды стоящего на вышке с рупором художника, заполняют соответствующее пространство, принимают требуемые позы. Туник снимает. Мероприятие в целом включает три составные части: коллективный перформанс, постановщиком которого выступает художник, несущий ответственность за организацию массы; фотосъемку, результатом которой являются крупноформатные сибахромы; и то, что можно назвать искусством масс-медиатизации. Если первые две части обязательны, то третья ? важна не всегда. Если в Хельсинки все основные газеты, журналы, телевизионные каналы, интернет-сайты и т. д. оказались вовлеченными в обсуждение эстетических, этических, политических сторон проекта, то во множестве других случаев съемка проходит за пределами масс-медиального пространства.
Еще одна важная составляющая процедуры: в обмен на снимок тела (фрагмента тела, тела как фрагмента коллективного тела) каждый участник получает бесплатно фотографию. Мини-произведение искусства на память. Такая "мелочь", между прочим, большая редкость на рынке современного искусства.
Итак, тело индивидуальное становится элементом узора тела коллективного в урбанистическом ландшафте. Место съемки, как правило, легко узнаваемо, символически нагружено, являет собой один из очагов власти. Тунику не нравятся излюбленные места фотографов, типа церквей, фабрик и кладбищ. Он снимает на Тайм-Сквер в Нью-Йорке или на Рыночной площади в Хельсинки. Он хотел бы летом 2003 года снимать на Дворцовой или Исаакиевской площади Петербурга.
Эти властные урбанистические поля напоминают о дисциплинированных телах в постиндустриальных ландшафтах. Здесь нет индивидов, но есть деиндивидуализированное тело, напоминающее своей упорядоченностью о своей принадлежности корпоративному империализму. Раздевание парадоксальным образом не проявляет индивидуальность, но снимает ее. Раздевание не показывает, какой ты есть на самом деле, а какой ты не есть.
Неудивительно, что сняться готовы те люди, которые не боятся лишиться своего (не обретенного) статуса. Именно поэтому большинство участников акции ? молодежь, еще не вписанная плотно в корпоративную решетку. Эти люди уже после съемки могут подойти к художнику и доверчиво, как доктору, продемонстрировать части своего тела или татуировку и спросить его мнение по поводу них.
Мероприятия Туника ? праздник, позволяющий оказаться в отлично известном тебе месте обнаженным в окружении множества представителей того же вида, что и ты. Почему вида? Потому что без одежды не так много остается признаков того, кто ты такой. Каких признаков? ? татуировка, пирсинг, состояние ухоженности тела. Обнаженность не обнажает. Более того, невозможно даже сказать, какое тело красиво, какое нет. Обнаженное тело не маркировано.
Без одежды происходит регрессия в беззаботное детство. Туник как бы устанавливает регрессивную машину, позволяющую отправиться в рай, в те времена, когда никакого смысла в одежде не было. Когда не было ни различия, ни уподобления.
Столько желающих раздеться?! В Хельсинки ? где-то 2000, причем многие специально приехали из других городов. Максимальное же число собравшихся зарегистрировано в Сантьяго-де-Чили ? 4000.
Почему люди готовы ни свет ни заря отправиться в центр города и раздеться? ? Развлечение, новый опыт, эксгибиционизм, вуайеризм и даже политический протест. Политические мотивы были в Сантьяго важнее каких-либо других: обнаженные вышли из-под контроля художника и восторженно рассеялись по всему городу. Туник предоставляет редкую возможность анонимного и легитимного раздевания. Впрочем, сам он был пять раз арестован (самый скандальный арест ? на Тайм-Сквер в Нью-Йорке).
В отличие от Вудстока, речь не идет ни о свободной любви, ни о возврате к природе, ни об идеологическом единении обнаженных людей. Туник и сам постоянно подчеркивает: его искусство ? асексуально. На первый взгляд такого рода заявления возникают из желания уйти от проблематики сексуальности. Однако неловкость при взгляде на фотографии скорее возникает от скрытой отсылки к насилию. Насилию? Где-то мы уже видели "груды" обнаженных тел.. Ах да, на фотографиях освобожденных концентрационных лагерей. В данном случае, впрочем, можно говорить о насилии жесткой неорганической среды, в которой существует хрупкая органическая материя.
Сексуален одетый человек. Одежда придает идентичность. Одежда ? экран, защита и средство привлечения. Человек без одежды хрупок и беззащитен. "Зато" человек без одежды начинает излучать тепло. Насколько тепло во время съемки, зависит от того, окружен ты другими теплокровными или нет. Теперь ты с большим трепетом относишься к другому. Он больше значим, чем обычно. Ты ? сам другой.
Обращенное на другого внимание направлено скорее на лицо, чем на гениталии. Когда открыто то, что обычно скрыто, внимание смещается на то, что было открытым и раньше. Не закрылось ли? Изменилось? Внимание обращено на последнее прибежище индивидуального. Происходит не только ресексуализация тела, но и его общая ресемиотизация.
Туник говорит, что будет заниматься такого рода публичным инсталлированием личного до конца своих дней. "Так же как Ротко исследовал всю свою жизнь цвет, ? говорит он, ? так и я буду всю жизнь продолжать снимать эту серию". Сейчас Туник делает примерно шесть фотографий в год. Он занимается бесконечным картированием. То, что его искусство не только урбанистично, но и географично, подчеркивается в его проекте "Обнаженные Штаты", в котором он делает снимки в 50-ти штатах Америки.


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).