Skoda Yeti больше не иномарка

Xero11.12.2012 в 11:39


Бесцветные бетонные стены, заржавелая колючая проволока и монументальные стальные ворота с золотыми оленями – Горьковский автомобильный завод похож на заповедный уголок социализма, который не прошибешь никакими новомодными «корпоративными ценностями».

За воротами встречает выцветший стенд с постулатами японской производственной философии «Кайдзен». На фотографиях почему-то изображена сборка 24-ой «Волги» - усатые советские рабочие в клетчатых рубашках и пульт когда-то наверняка очень продвинутого станка со светящимися круглыми кнопками. Поверх этого идут надписи: «Философия Группы ГАЗ», «Муда – потери не создающие ценности», «Фокус на клиентах», «Гемба – постоянные улучшения на рабочем месте» и т.д. Стенд выглядит абсурдно и одиноко на заснеженных гектарах завода, где «улучшений» требует буквально все – километры ржавых труб и ветхие здания с облупившейся краской. Гораздо органичнее тут смотрится другой плакат, растянутый над забором: «Спасибо за добросовестный труд!»

В бело-синем цеху Volkswagen, здании 50-х годов постройки, раньше собирались все легковые автомобили Горьковского завода, начиная с ГАЗ-М-20 «Победа». Теперь здесь делают Skoda Yeti, а со следующего года с конвейера начнут сходить Volkswagen Jetta (в марте) и Skoda Octavia (в июне). Отреставрированное здание выглядит как новое, надписи дублируются на двух языках, а контролирующие работу конвейера чехи весьма сносно говорят по-русски.

Рассеивая чары

Известный анекдот гласит, что места производства отечественных автомобилей изначально прокляты. Поэтому главный вопрос, волнующий и журналистов, и потребителей: будут ли изготовленные здесь машины такими же по качеству, как в Китае или Чехии? Ведь Volkswagen заключил с ГАЗ договор о «контрактной сборке», а это значит, грубо говоря, что немецкий концерн просто поставляет в Нижний Новгород комплектующие, а забирает готовые автомобили.

В действительности концерн вовсе не передоверял ГАЗу выпуск своих автомобилей. Скорее, можно сказать, что на территории Горьковского завода появился филиал Volkswagen: стандарты производства и контроль качества едины на всех предприятиях концерна.

Расхаживая между производственными площадками, словно между сценами гигантского роботизированного театра, журналисты выискивали подвох. Вот, например, пара манипуляторов «пальпируют» свежесваренный кузов, снимая с него мерку и соотнося параметры с эталонной компьютерной 3D-моделью. А что происходит с корпусами, чьи допуски превосходят нормы?











«На данном этапе мы замеряем все 100% кузовов, - объяснил технолог. – Но это не значит, что девять в допуски укладываются, а десятый, допустим, нет. Правильно настроенное оборудование дает одинаковый результат. Это просто стандартная процедура Volkswagen при запуске новой сборочной линии».

«Когда цех выйдет на полную мощность, мы будем проверять выборочно – например, каждую десятую машину. Если обнаружатся несоответствия, вся партия кузовов будет отозвана. Но оборудование способно воспроизводить одни и те же параметры десятилетиями», - успокоил он.

Какова гарантия на кузов? Обычные для Volkswagen 12 лет. «На заводе мы установили наше фирменное оборудование для горячего воска, которым заполняются полости кузова. Кроме того, запустили новых покрасочных роботов, а до покраски кузов дважды грунтуют, шлифуют и обрабатывают герметиком и мастикой», - рассказал технолог.

Реставрация производственных площадей, закупка современного оборудования потребовали существенных инвестиций – с 2006 года Volkswagen Group вложил в локализацию производства в России миллиард евро. Впрочем, часть конвейера досталась «по наследству» от производства Volga Siber. Как рассказал один из руководителей нижегородского проекта Петр Линхарт, механосборочный цех, например, не нуждался в кардинальных изменениях, ведь там собирался «достаточно современный американский автомобиль».

«Человек должен действовать не хуже робота»

В механосборочном цеху окрашенные кузова «женят» с ходовой частью, а также устанавливают двигатель, коробку, монтируют салон – словом, с конвейера съезжает готовый Skoda Yeti. В процессе сборки каждую машину сопровождает документация, ведь завод в Нижнем Новгороде выпускает не только стандартные комплектации Active, Ambition и Elegance, но и собирает автомобили под индивидуальный заказ, предоставляя клиентам самим выбирать нужные опции.

Значительная часть инвестиций, около трех миллионов евро, пошла на подготовку квалифицированных рабочих для конвейера. При заводе функционирует центр обучения персонала. За месяц, в строгом соответствии со стандартами Volkswagen, руководители центра обещают сделать пригодным для работы на производстве даже автора этих строк, сроду не державшего в руках шуруповерта.











Полировка, окраска, выставление зазоров и ликвидация вмятин – обучение происходит при помощи компьютерных тренажеров, но экзамены принимаются «на железе». Финальный тест – отыскать все дефекты на учебном кузове, который содержит сотни изъянов.

«Некоторые операции, например, окраска кузова изнутри или закручивание болтов, слишком дорого делать при помощи манипуляторов. Но тут человек должен действовать не хуже робота», - отметил тренер учебного центра.

Кроме того, обучение в центре должно прививать людям непривычную культуру производства. «Обучающийся должен понимать, что ему придется выглядеть согласно стандартам концерна: носить, например, безопасную рабочую обувь или защитные очки. Нельзя носить часы без чехла – они могут поцарапать кузов, даже пуговицы на спецовке делаются скрытыми», - добавил он.

«Сделано в России»

Собранный автомобиль проходит ряд тестов. Первый из них – дождевальная камера. Она функционировала на заводе и раньше, но инженеры Volkswagen сделали «дождь» сильнее и направили потоки воды в уязвимые места кузова. После того как машина выходит из-под «душа», рабочие осматривают салон и замеряют уровень влажности.

Затем Yeti устанавливают между крутящимися валиками и «разгоняют» до 140 км/ч, проверяя работу тормозов, в том числе экстренную. Полученные результаты сохраняются – они станут подспорьем для проведения планового обслуживания официальными дилерами. Кстати, в общую базу концерна передается информация о всех пройденных ТО – таким образом, Volkswagen может проследить историю каждой выпущенной машины.

Управляемость автомобиля проверяется на открытом воздухе. А в дополнение к стандартным тестам в Нижнем Новгороде проводится еще и специальный «русский тест» - езда по бетонным плитам с колдобинами, которые должна поглотить работа подвески.











После всех мытарств Yeti заезжает в «световой тоннель», где представители Volkswagen и ГАЗ, отдельно друг от друга, осматривают автомобиль. Если все в порядке, то машина отправляется к дилеру. Существует еще один «последний рубеж обороны» против брака: раз в смену произвольно выбранный автомобиль проходит углубленные тесты.

Подобный контроль качества выглядит весьма убедительно, но, пожалуй, лучшим «знаком качества» стал бы экспорт производимых в Нижнем Новгороде автомобилей. Однако в обозримом будущем конвейер будет работать исключительно на внутренний рынок. Кстати, все производимые на ГАЗе «иномарки» будут иметь отметку «Сделано в России».

Как заявил председатель совета директоров холдинга «Русские машины» Зигфрид Вольф, если максимальная загруженность конвейера – 100 тысяч автомобилей в год – не удовлетворит спрос, ГАЗ может увеличить мощность сборочного производства еще на 60 тысяч. Отметим, что с января по октябрь текущего года в России концерном Volkswagen было продано более 80 000 автомобилей.

Дешевле не будет

Пожалуй, главным разочарованием стало заявление о том, что «локализованная» Skoda не будет стоить дешевле привозной. Цена самой скоромной переднеприводной версии с двигателем 1,2 и механической коробкой составляет 740 тысяч рублей. А полноприводная 1,8 литровая модель обойдется на 200 тысяч дороже.

Впрочем, на данном этапе степень локализации составляет всего 6%, а причудливая логистика заставляет задуматься, каким образом производителю вообще удалось удержать цену? Ведь комплектующие для сборки Yeti поставляются в Россию из Чехии, Германии, Испании, Австрии, Бельгии, Китая и даже Мексики.

«Чем больше будет развиваться производство, тем больше комплектующих будет производиться именно здесь, - рассказал журналистам губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. – У нас есть программа поддержки приоритетных инвестиционных проектов».











Первые на очереди – сиденья, топливные баки и выхлопные системы – все это будет производиться в Нижнем Новгороде. Затем в дело вступит сосед ГАЗа – Борский стекольный завод. Наконец, отечественными станут пластиковые бампера «иномарок».

Очевидно, если стоимость комплектующих снизится, снизится и цена автомобиля, но сравнительное качество российских деталей наверняка станет благодатной почвой для дискуссий.

Нижегородские Yeti также будут активными участниками отечественной программы по утилизации старых автомобилей. Как рассказал корреспонденту Autonews.ru председатель «Русских машин» Зигфрид Вольф, отслужившие свое кроссоверы будут утилизироваться через дилерские центры ГАЗа, которые «существуют по всей стране», в отличие от центров Skoda.

«Мы заинтересованы в производстве здесь новых машин и приложим все усилия для того, чтобы Россия не превращалась в рынок сомнительных вторичных автомобилей из Европы», - подчеркнул он.

Напомним, что с конца 2011 года Skoda Yeti выпускалась в Нижнем Новгороде методом крупноузловой сборки. Как отметил мэр Нижнего Олег Сорокин, переход на полный цикл дал городу дополнительные 3,5 тысячи рабочих мест.

Кроме того, производство Skoda налажено на заводе в Калуге – там собираются модели Octavia и Fabia, а в 2014 году начнется сборка Skoda Rapid.


Источник: http://www.autonews.ru


Оставить комментарий

Вы не зарегистрированы, решите арифметическую задачу на картинке,
введите ответ прописью
(обновить картинку).